Что означает речевая готовность к школе?
13.06.2023
Что означает речевая готовность к школе?
Чтобы ребенок не испытывал проблем с
чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные
компоненты речи.
·
Умение слушать и слышать других.
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное,
то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который
рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы
ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от
преподавателя.
·
Правильно произносить все звуки родного языка.
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи
обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут
так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как
пропуски или замены букв.
·
Умение различать звуки речи на слух.
В норме ребенок должен слышать слово и уметь
опознавать каждый звук, который входит в его состав. Если какие-то звуки
кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру,
если ребенок плохо различает звонкие - глухие звуки, то вместо слова «дом» он
будет писать «том», «панан» вместо «банан».
·
Функции языкового анализа и синтеза.
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в
слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа
являются:
·
Умение выделять звук на фоне слова («Есть
ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в
слове.
·
Умение выделять звук в начале и конце
слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается
слово машина?»).
·
Определение места звука в слове («В каком
месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце слова?»).
·
Умение назвать все звуки в слове по
порядку (последовательный анализ).
·
Умение назвать количество звуков в слове
(количественный анализ).
Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание
слогового и синтаксического анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова
на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова
из представленных ему слогов.
Синтаксический анализ представляет собой определение
количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение
составлять предложение из представленных слов.
К
7 годам дети владеют понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение»,
определяют: гласный или согласный звук, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой.
·
Богатый словарный запас.
Если словарный запас будет скудным, то это будет
хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго
подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом
количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто
нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.
Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но
его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет
понимать содержание прочитанного им материала.
·
Грамматически правильная речь.
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами
словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным
является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим
категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).
Есть и другие навыки, которыми должен овладеть
ребенок к школе:
·
использование развернутой фразовой речи;
·
работа с предложением: построение простых
предложений, понимание связи слов в предложении;
·
умение находить ошибки в предложении и
исправлять их, умение составлять предложение по картинке;
·
пересказ текста с сохранением его
смыслового содержания;
- поддерживать
разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
- нормальное
общение со сверстниками и взрослыми;
- умение
развернуто описывать окружающие предметы;
- внятный
пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем
там говорилось);
- умение
пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
- умение
раскрывать содержание окружающих явлений, картины.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и
фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и
подготавливающей к обучению в школе — одна из важных задач в общей системе работы по обучению
ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью
легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли,
желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И
наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко
накладывает отпечаток на его характер.
Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего
ребёнка занятостью и недостатком времени. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок,
став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как
личность и чувствовал себя свободно всегда и во всём – тогда учите его
говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А
взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь
ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически
правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного
воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко
становится главной причиной различных дефектов речи.
Ульяна
Петровна Брякунова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.06.2023
Дата обновления: 13.06.2023
Дата публикации: 13.06.2023