Что означает речевая готовность к школе?

13.06.2023

Что означает речевая готовность к школе?

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи.

·         Умение слушать и слышать других.

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

·         Правильно произносить все звуки родного языка.

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

·         Умение различать звуки речи на слух.

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав. Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие - глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

·         Функции языкового анализа и синтеза.

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

·                     Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.

·                     Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).

·                     Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце слова?»).

·                     Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).

·                     Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

К 7 годам дети владеют понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение», определяют: гласный или согласный звук, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой.Хочу такой сайт

·         Богатый словарный запас.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

·         Грамматически правильная речь.

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).

Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:

·                     использование развернутой фразовой речи;

·                     работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении;

·                     умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке;

·                     пересказ текста с сохранением его смыслового содержания;

  • поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
  • нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
  • умение развернуто описывать окружающие предметы;
  • внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);
  • умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
  • умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

Формирование граммати­чески правильной, лексичес­ки богатой и фонетически четкой речи, дающей возмож­ность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе — одна из важ­ных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо раз­витой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать во­просы, договориться со свер­стниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаи­моотношения с людьми и не­редко накладывает отпечаток на его характер.

Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребёнка занятостью и недостатком времени. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всём – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи.

  Учитель-логопед

Ульяна Петровна Брякунова

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.06.2023

Дата обновления: 13.06.2023

Дата публикации: 13.06.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».