"Педагогический «Интерактив» -модель «горизонтального обучения», системообразующего компонента непрерывного профессионального развития педагогов в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования".
1. Исходные теоретические
положения инновационного проекта ( программы)
Создание эффективного методического
сопровождения в образовательной организации, обеспечивающее преодоление
профессиональных дефицитов, непрерывном развитии компетенций педагога - основы
карьерного роста и поддержании определённых навыков и умений на протяжении
трудовой деятельности, является приоритетным условием повышения качества
образования подрастающего поколения. Современный педагог находится в условиях
постоянного роста требований к профессиональной компетентности. Осмысление
своих профессиональных затруднений определение индивидуального маршрута развития
требует определённых форм организации, имеющих возможность адресной помощи.
В зарубежных и отечественных
исследованиях проблем развития компетенций активную поддержку находит концепция
«образование через всю жизнь» или её российский аналог «непрерывное
образование» основа, которой«формальное»( переподготовка и плановое
образование), «неформальное»
(взаимообучение) и «информальное» (самообразование) образование. Ученые,
занимающиеся исследованием вопросов развития образовательных учреждений,
считают, что «в основе совершенствования педагогического профессионализма лежит
не только освоение формального, а присвоение таких компетенций, которые
формируются стихийно» – в процессе поиска и взаимодействий с коллегами. При этом
наиболее эффективным форматом сотрудничества
в «открытом пространстве профессионального развития педагогов» выступает
«горизонтальное обучение» – аналог распределительной модели образования
Peer-to-peer (модели обучения «равный – равному») в основе которого«неформальные
средства обучения».
Преимуществом такого образования является
мобильность, гибкость в контексте происходящих изменений в образовании. Возможность
использования характерных форм взаимообучения событийного формата, нацеленного
на определение дефицитов и адресной помощи педагогам в профессиональном
развитии: тренинги, проблемные лекции, лекции-провокации, мастер-классы,
тиминги, «образовательный нетворинг» и т д..
Результатом такого
взаимодействия становится навигация в определении и выборе средств «информального образования»: конструирование и реализация индивидуального маршрута развития
профессиональных компетенций(самообразование), транслирование персональных
успехов через участие в конкурсах, проектах, более осмысленный выбор программ
«формального образования».
На
сегодняшний день «горизонтальное обучение» имеет стихийный характер и
реализуется в основном в школах. Разработанная и апробированная модель взаимообучения,
с включением системы мероприятий позволит обеспечить:
1. Повышение качества образования в конкретной
организации в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного
образования.
2. Равный доступ к образовательным
ресурсам независимо от местонахождения, времени суток, возраста и наличия
профессионального опыта.
3. Поддержку опытных специалистов в
стремлении поделиться своими достижениями; возможность сопровождения
обучающихся со стороны профессионального педагога.
4. Методическую помощь начинающим
специалистам.
5. Повышение социального статуса
образовательной организации.