СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1
а
б
в
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
а
б
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей
старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Планируемые результаты освоения Программы
Педагогическая оценка освоения Программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития детей
Описание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений речи детей с тяжелыми нарушениями речи
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Описание материально-технического обеспечения Программы
Распорядок дня
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы развития
творческого конструирования детей с тяжелыми нарушениями речи
Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей
программы развития творческого конструирования детей с тяжелыми
нарушениями речи
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3
3
5
6
8
12
13
14
14
16
17
19
19
20
20
20
21
2
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Законодательство Российской Федерации подчеркивает важность создания равных
прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти гарантии
закреплены во многих законодательных актах России: Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» в ст.79 регламентирует «Организацию получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
учитывает
потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности
отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ «Детский сад № 20 «Ласточка» комбинированного вида» функционируют
2 группы компенсирующей направленности детей обучающихся по Адаптированной
основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 20 «Ласточка»
обеспечивающей разностороннее развитие детей с тяжелыми нарушениями речи в
возрасте от четырех до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
по
основным
направлениям
–
физическому,
социально-коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) – это
дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое
расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой
сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б.,
Чиркина Г. В.).
Основная цель коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими
тяжелые нарушения речи (ТНР) – это развитие вербальных средств общения,
совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости, выразительности,
грамотности. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов детского сада, обеспечивающее
системное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия
и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет
3
большое значение для выполнения той или иной задачи, реализуемой в данной
деятельности.
Конструирование – универсальная деятельность, которая интегрирует различные
образовательные задачи, позволяющие развивать не только творческий потенциал
дошкольников, но и обогащать их познавательную сферу и развивать речь детей. В
конструктивной деятельности дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать их,
различать и употреблять в активной речи.
Детское конструирование – это целенаправленный процесс создания различных
изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется
способом их соединения в осмысленное целое. В процессе конструирования ребенок
может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались те или иные
сооружения (дорога, мост, дом и т. д.), какие идеи они выражают, что символизируют,
какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в будущем. [2, стр. 4]
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чегото нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна
его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п.). Иначе
говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер,
поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет
субъективную
окраску,
так
как
в
нем
проявляется
индивидуальность
творца.
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А.В. Запорожец,
Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что
творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их
происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в
процессе специально организованного обучения.1
При тесном сотрудничестве учителя-логопеда, воспитателей и руководителя
кружка, была организована дополнительная образовательная деятельность по развитию
творческого конструирования детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Реализации программы осуществляется по двум модулям:
- «Конструктивная деятельность»
- «Речевая деятельность»
1
Парамонова Л.A. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4
а) Цели и задачи реализации Программы
Таким образом, реализация дополнительной образовательной деятельности «Мы
строителями станем» определяет следующую цель: создание условий для развития
творческого конструирования детей с тяжелыми нарушениями речи в работе с
конструктором БрикМастер.
Определяет следующие задачи:
Обучающие:
- совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме, описанию – из
разнообразных по форме и величине деталей;
- формировать умение выделять и называть части построек, определять их назначение,
функции и пространственное расположение, заменять одни детали другими;
- формировать умение рассматривать и анализировать сооружения, здания;
- формировать навык передавать особенности сооружения и умение самостоятельно
находить конструктивные решения;
- совершенствовать умение сооружать постройки, объединённые общей темой.
Развивающие:
- развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с деталями
конструктора, в пальчиковой гимнастике;
- развивать творческое воображение, фантазию при изготовлении построек.
Воспитательные:
- формировать навык коллективного сооружения построек в соответствии с общим
замыслом.
Речевые:
- ввести в активный словарь названия деталей: кирпич, арка, колонна, прямоугольное
окно, квадратное окно, треугольная призма, платина малая, платина средняя, платина
большая;
-
закреплять
умение
согласовывать
прилагательные
и
числительные
с
существительными в роде, числе и падеже;
- подбирать однородные определения к существительным;
- формировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную
степень имен прилагательных;
- контролировать произносительную сторону речи детей.
5
б) Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы
Принцип научности - сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные
знания, правильно отражающие действительность.
Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил
принципа научности:
- обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений,
вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать;
- при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки,
свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений; учить правильно
называть
познаваемые
объекты,
их
части,
качества,
используя
некоторые
общеупотребительные научные термины;
- раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая
их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних
условий, места, времени.
Принцип развивающего обучения - в основе принципа лежит закономерность,
согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка,
становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также
формирования способностей, интересов, склонностей.
По Л. С. Выготскому, ребенок имеет две зоны развития. Первая - зона актуального
развития - уже достигнутый в данном возрасте уровень. Он показывает, что ребенок
выполняет
или
может
выполнить
самостоятельно. Зона
ближайшего
развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в
сотрудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать самостоятельно, следовательно,
перейдет на уровень актуального развития.
Принцип наглядности Я. А. Коменский справедливо считал «золотым правилом»
дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Полноценное обучение
должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения
окружающей действительности. Принцип наглядности соответствует основным формам
мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника.
Но все хорошо в меру. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может
задержать развитие словесно-логического мышления.
6
Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение
учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического
построения как содержания, так и процесса обучения.
В процессе обучения систематичность и последовательность обеспечиваются четким
планированием процесса обучения, разбивкой его содержания на отдельные части,
установлением связи каждого этапа с другим, с содержанием обучения по другим
разделам.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема
учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Учебный процесс
теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.
Принцип осознания процесса обучения (И. Я. Лернер) - предполагает необходимость
развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал
раньше, почему ошибался, что хочу знать и т. п.
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом
виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной
деятельности,
что
способствует
успешному
формированию
его
способностей,
общеучебных умений. Об этом принципе мы поговорим подробно.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения
с
учетом
Непрерывность
возрастных
процесса
психологических
обеспечивает
особенностей
инвариантностью
развития
технологии,
а
детей.
также
преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
Принцип
целостности –
предполагает
формирование
учащимися
системного
представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.
У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире
(природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к
адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного
мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы,
формирование
способности
к
систематическому перебору вариантов и
выбору
оптимального варианта.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном
процессе,
приобретение
ими
собственного
опыта
творческой
деятельности. Еще Л.С. Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология»,
опередившей свое время как минимум лет на 60 (она была опубликована в 1926 г.),
говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества…
7
Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к
созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам
процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и
уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному».
Подходы
-
деятельностный
включающей
подход,
такие
предполагающий
компоненты
как
развитие
ребенка
самоцелеполагание,
в
деятельности,
самопланирование,
самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных
средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
-
личностно-ориентированный
подход,
который
предусматривает
организацию
образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и
создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов,
склонностей;
- средовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и
внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка;
- комплексный подход, обеспечивающий единство целей, задач, содержания, методов и
форм воздействия и взаимодействия, развитие детей во всех пяти взаимодополняющих
образовательных областях на основе интеграции содержания
в) Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей старшего
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) – это дети
с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство
сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой
сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б.,
Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может
варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными
проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
(Левина Р. Е.).
8
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи
(Филичева Т. Б.).
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети
пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой
и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1
уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы,
звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает
импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий.
Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят
только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая,
произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для
произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный
характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача
фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые
предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по
содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается
значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной
нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу.
Грамматический строй речи не сформирован: дети неправильно употребляют падежные
формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного
и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему
редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением
согласных.
Звукопроизношение
характеризуется
множественными
искажениями,
заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня
отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи
используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных.
Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение
сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических
связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем
словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют
в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в
меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий
9
предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей
речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая
структура
слов
страдает
только
в
трудных
случаях.
При
ОНР
3
уровня
звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей
степени.
При ОНР
4
уровня дети
испытывают
специфические
затруднения
в
звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий
уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и
словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети
не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и
синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня
испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и
«застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Особенности формирования конструктивных навыков у дошкольников 6-7 лет
Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных занятий. У
них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к
технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную
эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть
более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть
дисциплинированными, контролировать свою деятельность.
Дети этой группы, как и всех других групп, занятия конструированием тесно
связывают с игрой.
Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с
целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и
установления связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни,
а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь
направлено и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных
положениях и представить последовательность процесса конструирования.
В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению
детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде
чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал.
Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:
четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;
иметь хорошие технические навыки;
10
видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки,
конструкции.
Воспитатель так должен организовывать образовательную деятельности, чтобы у
детей
появился
интерес
к
приобретению
знаний.
Для
этого,
обучая
ребят
конструированию, он должен знакомить их с различными видами транспорта, зданиями,
мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей,
но и различные варианты одних и тех же сооружений и строений, на художественные,
архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать
свою работу и работу товарищей.
Обучение детей коллективному труду - одна из важных задач воспитания у них
чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел,
подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к
участию в общей работе.
В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется развитию
творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по
собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу.
В работе со строительным материалом воспитатель показывает, как сделать
устойчивую площадку на высоких устоях, предлагает детям подумать, в каких постройках
применим этот способ. В конце занятия надо разобрать с детьми, кто как применил
показанный прием, каковы индивидуальные решения общей для всех задачи, и отметить
наиболее удачные.
Для обмена опытом детьми (в подготовительной группе выполненные работы часто
являются результатом индивидуального решения) следует организовать выставки детских
работ, сделать альбомы с фотографиями построек, игрушек.
Особое внимание Программа уделяет обучению детей умению планировать не
только отдельные этапы создания построек, но и весь ход работы их, определять, какие
детали строительного материала более всего подходят для сооружения той или иной
постройки и отдельных ее частей.
Дети способны выполнить постройку, ориентируясь лишь на рисунок, фотографию,
чертеж.
Конечно,
они
должны
быть
простыми,
без
лишних
деталей.
Если в предыдущих группах при постройке зданий дети в основном создавали одно- и
двухэтажные дома, большие и маленькие домики, то в подготовительной к школе группе
ребята уже знают, что существуют жилые и общественные здания (школы, театры,
детские сады, больницы, вокзалы), у всех зданий независимо от назначения обязательно
есть фундамент, стены, крыша, окна, двери. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут
11
быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят
не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д.,
соответственно оформляя их архитектурно (у магазина - витрины, у театра - фронтон,
красивый фасад с колоннами и т. д.).
Продолжается обучение комплексным постройкам, которые дети выполняют
коллективно. Это - детский сад с участком, пионерский лагерь, на территории его дети
строят мачту с флагом, палатки, площадку для игры в волейбол и т. д. Чаще такие
сооружения необходимы детям в игре, и важно, чтобы они выполняли их по правилам
коллективной стройки.
Контингент воспитанников дополнительной образовательной деятельности
По результатам логопедического обследования из 7 воспитанников:
Таблица 1
ОНР 2-3 уровня
1 ребенка
20%
ОНР 3 уровня
4 ребенка
40%
ОНР 4 уровня
2 ребенка
20%
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
Модуль «Конструктивная деятельность»
- ребенок самостоятельно определяют тему конструкции, требования, которым она
должна соответствовать, и находит способы ее создания;
- ребенок не боится ошибок, умеет анализировать свои ошибки, ищет разные способы
решения одной и той же задачи и добивается успеха;
- у ребенка сформировалось умение анализировать условия задачи и на этой основе
строить свою деятельность;
- ребенок умеет договориться со сверстниками при создании совместной коллективной
постройки;
- ребенок свободно и с большой увлеченностью создает оригинальные конструкции
различной тематики.
Модуль «Речевая деятельность»
- ребенок знает названия деталей конструктора БрикМастер;
12
- ребенок умеет согласовывать прилагательные и числительные с существительными в
роде, числе и падеже;
- ребенок подбирает однородные определения к существительным;
- ребенок умеет образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень
имен прилагательных.
1.3 Педагогическая оценка освоения Программы
Модуль «Конструктивная деятельность»
Педагогическая оценка творческого конструирования детей проводится 2 раза в
год: сентябрь (входящая), май (итоговая). Фиксируется результат (динамика) уровня
сформированности творческого конструирования ребенком.
Таблица 2
Критерии
Желание
конструировать
Умение
конструировать
Уровень
сформированной
образовательных
способностей
Показатели
Выбор наиболее
приемлемого вида
деятельности для
ребенка
дошкольного
возраста
-реакция на
задание;
-результат
деятельности;
-выбор материалов;
-оригинальность
Развитие
конструктивных
математических,
логических
способностей
Оптимальный
Выбирает
конструирование
первым из
предложенных
видов деятельности
В продукте
деятельности
отражены все
показатели
продуктов
деятельности
творчества
Выполнение
заданий
безошибочно,
самостоятельно
Уровни
Достаточной
Недостаточный
Выбирает
Выбирает
конструирование
конструирование
вторым из
третьим из
предложенных
предложенных
видов деятельности
видов деятельности
В продукте
деятельности
отражены половина
показателей
детского творчества
Нуждается в
помощи, допускает
ошибки
В продукт
деятельности
отражено мало
показателей
продуктов
деятельности
творчества
Не отвечает, делает
все неправильно,
часто ошибается
Уровни сформированости творческого конструирования ребёнка дошкольного возраста
Таблица 3
Критерии
Показатели
Проявление показателя
В стадии
Не сформирован
формирования
Выбирает
Выбирает
Не проявляет
конструирование
конструирование
интерес к
первым и для
чаще для
конструированию,
совместной, и для совместной
самостоятельно не
самостоятельной
деятельности,
выбирает, редко
деятельности
редко для
присоединяется к
самостоятельной
играющему
деятельности
взрослому или
детям
В продукте
В продукте
Продукт создаётся
деятельности
деятельности
только при
отражены все
отражены схемы,
совместной
Сформирован
Интерес и желание
конструировать
Способности и
умение
конструировать
Выбор
конструирования
для совместной
и/или
самостоятельной
деятельности
ребенком
дошкольного
возраста
-реакция на
задания;
-выбор
13
материалов,
способов
деятельности;
-результат
деятельности
Наличие и
сформированность
познавательных
способностей
Развитие
конструктивных.
Математических,
логических
способностей
показатели
детского
технического
творчества, есть
признаки
оригинальности
Выполнение
задний
безошибочно,
самостоятельно,
творчески
модели, образцы
деятельности с
использование
образца
Нуждается в
помощи, допускает
ошибки при работе
с моделью, схемой,
проявляет
стремления
добиться
результата
Не стремится к
результату, часто
ошибается,
манипулирует с
конструктором без
соотнесения
действий и
результата с
образцом, схемой,
моделью
Модуль «Речевое развитие»
Диагностика проводится учителем-логопедом 3 раза в год: сентябрь (входящая),
январь (промежуточная), май (итоговая).
В течение всего периода обучения по Программе учитель-логопед дает
рекомендации педагогу, реализующему дополнительную общеразвивающую программу
развития творческого конструирования детей с тяжелыми нарушениями речи «Мы
строителями станем» для актуализации задач по речевому развитию.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Описание
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
направлениями развития детей
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности,
через неё он познаёт мир, систематизирует полученные знания. Для детей с ОВЗ
совместная игровая деятельность позволяет сделать процесс изучения материала идёт
быстрее и легче. В игровом процессе невозможно отмолчаться и не включиться в него.
Именно поэтому, дополнительная образовательная деятельность «Мы строителями
станем» проходит в игровой форме.
Создана мастерская, куда дети приходят, чтобы создавать свои постройки для
создания город для любимых персонажей (фиксиков, супергероев), по выбору детей.
Надевая специализированную одежду (фартук и козырек), дети становятся строителями и
погружаются в процесс создания дома, беседки и т. д.
Керамический конструктор БрикМастер приближен к реалистичным кирпичам, что
делает процесс постройки наиболее привлекательной и мотивирующей. Все детали
скрепляются смесью, замешивание которой позволяет сформировать исследовательскую
14
деятельность ребенка, т. к. каждый ребенок создает смесь той консистенции, с которой
ему удобно работать.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы развития творческого
конструирования детей с ТНР «Мы строителями станем» осуществляется с октября по
май (8 месяцев).
Для
формирования
творческого
конструирования
выделяют
несколько
взаимосвязанных этапов для создания макета «Город»:
1 этап: постройка по образцу «Дом» (конструкция из строительного материала) –
формируем
навык
анализа
конструирования
из
строительного
материала
с
использованием образцов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого
дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой
возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять
детали, делать перекрытия и т. п.). Таким образом, конструирование по образцу, в основе
которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом, на
котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной
поисковой деятельности творческого характера.
2 этап: постройка по условиям «Двух этажный дом» - формирует умение детей
усваивать зависимость структуры конструкции от ее практического назначения. В
дальнейшем дети могут самостоятельно определять конкретные условия, которым будет
соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е.
ставить перед собой задачу. Данная форма организации обучения в наибольшей степени
способствует развитию творческого конструирования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.
А. Парамонова).
3 этап: постройка по схемам (по выбору ребенка) - у детей развиваются образное
мышление и познавательные способности, т. е. они начинают строить и применять
внешние модели «второго порядка» – простейшие чертежи – в качестве средства
самостоятельного познания новых объектов.
4 этап: постройка по замыслу (коллективная постройка) детям предлагается
построить значимый для города объект (больница, ДК, кинотеатр, библиотека и т. д.).
Детям прилагается использовать знакомые объекты нашего города - конструирование по
замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет
самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
5 этап: постройка по теме «Город» (мастерская с родителями) - основная цель
конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также
переключение детей и родителей к созданию построек новой тематики (мост, песочницы,
15
клумбы, столы и скамьи и т. д. При этом степень самостоятельности и творчества зависит
от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не
боясь ошибок и т. п.).
В итоге все постройки объединяются в один макет для дальнейшей организации
совместной игровой деятельности (режиссёрская игра).
Все занятия имеют определенную структуру:
- мотивация к действиям,
- обсуждение;
- пальчиковая гимнастика,
- самостоятельная деятельность (физминутка),
- подведение итога занятия.
Для обогащения представлений о городе у детей проходит предварительная работа
с воспитателями группы. Дети ежемесячно посещают Музейный комплекс города,
Городскую детскую библиотеку им. А. П. Гайдара. В летний период – посещают
кинотеатр
«Ретро».
В
течение
года
посещают
познавательно-развлекательные
мероприятия в ДК «Современник», спортивные мероприятия на стадионе «Труд» и
спортивно-оздоровительном комплексе «Факел». Ежегодно к 9 мая дети старшего
дошкольного возраста возлагают цветы к Вечному огню. По плану педагогов
организуются экскурсии по городу, где дети знакомятся с достопримечательностями
города: Сквер им. Юрия Гагарина.
Организация проектной деятельности в Дню рождения города в июне знакомит
детей с названиями улиц почетных жителей города.
Познавательная деятельность в рамках данной темы помогает расширить
представления детей о городе, его строениях, архитектуре. Что позволяет в дальнейшем
создавать постройки по замыслу.
2.2
Описание
образовательной
деятельности
по
профессиональной
коррекции нарушений речи детей с тяжелыми нарушениями речи
Конструктивная деятельность благоприятна для развития речи. Особенно это
касается детей с общим недоразвитием речи. Деятельность с деталями конструктора,
раствором
способствуют
сенсорно-двигательному
развитию
детей,
углубляет
представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и
речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.
Конструктивная деятельность позволяет решать коррекционно-воспитательные
задачи: воспитывать самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы,
16
усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те
качества, которые слабо выражены у детей с ОНР.
На подготовительном этапе постройки ребенок готовит детали конструктора.
Педагог индивидуально спрашивает детей, закрепляя названия деталей конструктора, и
умение согласовывать существительные с числительными.
В
процессе
конструирования
дети
практически
получают
конкретные
представления о различной объемной форме, величине предметов; умчаться понимать
слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, справа;
учатся понимать и правильно выполнять словесные указания: разведи, положи, собери,
поставь, принеси.
Для развития речи применяют различные приемы: показ образца постройки,
словесной объяснение, обследование постройки, анализ работы, сличение с образцом,
комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т. д.
2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Организация дополнительной общеобразовательной деятельности содействует
сотрудничеству детей и взрослых.
В связи
с этим
дополнительная общеразвивающая программа развития
творческого конструирования детей с ТНР «Мы строителями станем» размещена на
официальном сайте МБДОУ «Детский сад № 20 «Ласточка». Родители оповещены о
зачислении ребенка на обучение по данной программе на бюджетной основе.
Выставка готовых построек доступна для внимания родителей.
В мае организуется совместная мастерская для детей и родителей. Создаются
постройки по теме «Город». Участники дополнительной образовательной деятельности
демонстрируют результаты развития творческого конструирования, сформированные в
течение года.
Рабочая программа
Таблица 4
№
занятия
Октябрь № 1
Месяц
Название
мероприятия
«Три
поросенка»
Программное содержание
1. Формировать умение
детей создавать постройку
из различных видов
Материал и
оборудование
Конструкторы:
деревянный,
LEGOБросовый
17
№2
№ 3, 4
№5-8
Ноябрь
Декабрь № 9 - 12
Январь № 13 - 16
Февраль № 17 - 20
Март
Апрель
№ 21 - 24
№ 25 - 28
конструктора и бросового
материала по сюжету,
знакомому по сказке.
2. Способствовать развитию
связной речи (пересказ
сказки «Три поросенка»)
«Мы
1. Познакомить с
строителями конструктором БрикМастер.
станем»
Познакомить с созданием
простейших построек (стена)
с помощью скрепления
раствора.
2. Закрепить в активном
словаре название деталей
конструктора
«Дом»
1.Формировать умение
создавать постройку по
образцу, учить
анализировать образец.
2. Активизировать словарь
за счет названий частей
зданий (фундамент, стены,
окна, крыша, дверь, окна).
Ориентирование в постройке
(вверху, внизу, сбоку)
«Двухэтажный 1. Формировать умение
дом»
анализировать условия и на
основе этого анализа строить
практическую деятельность
достаточно сложной
структуры.
2. Формировать умение
составлять
сложносочинённое
предложение при описании
своих действий, описании
постройки.
«Город»
1.Формировать умение
строить по наглядным
схемам.
2. Совершенствование
грамматических категорий.
«Город»
1.Формировать умение
создавать индивидуальную
постройку по замыслу,
расширять представления о
разнообразных
архитектурных зданиях. На
втором этапе создание
материал,
иллюстрации к
сказке
Конструктор
БрикМастер,
готовый
раствор,
мастерок
Постройка дома,
конструктор
БрикМастер,
сухой раствор,
вода, мастерок,
схема
разведения
раствора
Конструктор
БрикМастер,
сухой раствор,
вода, мастерок,
схема
разведения
раствора
Конструктор
БрикМастер,
сухой раствор,
вода, мастерок,
схема
разведения
раствора, семы
постройки
Конструктор
БрикМастер,
сухой раствор,
вода, мастерок,
схема
разведения
раствора, фото
18
Май
коллективной постройку,
умение определить общий
замысел
2. Формировать
коммуникативные навыки
детей в совместной
продуктивной деятельности.
1.Формировать творческий
потенциал посредствам
создания построек по
имеющимся знаниям и
умениям.
Диагностический этап
2. Формировать умение
называть постройки и их
назначение.
Мастерская для детей и
родителей
№ 29 - 31
№ 32
различных
зданий
Конструктор
БрикМастер,
сухой раствор,
вода, мастерок,
схема
разведения
раствора, фото
парков, улиц.
БрикМастер,
сухой раствор,
вода, мастерок
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
Организация:
1) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
2) требованиям и правилам пожарной безопасности;
3) требованиям к средствам обучения и воспитания детей в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
5)
требования
к
материально-техническому
обеспечению
программы
(учебно-
строителями
станем»
методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Предметно-пространственная
среда:
мастерской
«Мы
Материально-техническое обеспечение Программы (для 7 воспитанников)
Оборудование
- 4 стола,
- 8 детских стульев,
- Ноутбук Acer 1 шт
- Мультимедийный проектор EPSON
- Экран.
19
Оснащение
Конструктор керамический «Брикмастер»:
- «Беседка» - 8 шт.
- «Домик» - 8 шт.
- «Садик» - 5 шт.
Учебно-методический комплект
1. Лиштван З. В. Конструирование / Спец. Ред. Л.А. Парамонова. – М., 1981 г.
2. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики:
конструирование в детском саду». – М.: ИД «Цветной мир»,2016 г.
3. Парамонова Л. А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного
возраста в процессе конструктивной деятельности// Умственное воспитание
дошкольника/ Под ред Н. Н. Поддькова. – М., 1972 г.
4. Парамонова Л.A. Теория и методика творческого конструирования в детском саду:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002
3.2 Распорядок дня
Дополнительная образовательная деятельность организуется во второй половине
дня в раз в неделю.
а) Учебный план Учебный план дополнительной общеразвивающей программы
развития творческого конструирования детей с тяжелыми нарушениями речи
Таблица 5
Учебные предметы, курсы,
Объём учебной нагрузки
дисциплины (модули) иные
компоненты программы
Количество
занятий
Количество минут/ часов
За неделю
1
25 м/
0,4 ч
За месяц
4
100 м/
1,6 ч
За год:
32
800 м/
12,8 ч
. б) Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы
развития творческого конструирования детей с тяжелыми нарушениями речи
Таблица 6
20
Возраст
6 – 7 лет
Год обучения
1
Время проведения
Продолжительность
Период обучения
Кол-во часов
Диагностика
15.30 – 15.55
25 мин
Октябрь - май
12,8 ч
Сентябрь, май
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральные законы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
Приказы, постановления Федерального и Регионального уровня
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Литература:
1. Лиштван З. В. Конструирование / Спец. Ред. Л.А. Парамонова. – М., 1981 г.
2. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики:
конструирование в детском саду». – М.: ИД «Цветной мир»,2016 г.
3. Парамонова Л. А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного
возраста в процессе конструктивной деятельности// Умственное воспитание
дошкольника/ Под ред Н. Н. Поддькова. – М., 1972 г.
4. Парамонова Л.A. Теория и методика творческого конструирования в детском саду:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002
21