Методические рекомендации по применению гибкой модели планирования в развитие детской инициативы
07.10.2025
Гибкое планирование - это методика,
которая привязывает выполнение задач не к определенному времени, а к событиям.
Гибкое планирование - это не
самоцель – а средство развития детей, это конструктор будущих действий
воспитателя, родителя и ребёнка.
Гибкое планирование - самое главное
вовремя заметить, что интересно детям и создать условия для самостоятельной
деятельности.
Гибкое планирование - это открытый
план, т. е. в плане сразу не пишем чем будем заниматься, а записываем по факту
– что сегодня было, что происходило, чем занимались, т. к. мы наперёд не можем
знать, кто из детей будет сегодня участвовать, это мы узнаём на «Утреннем
круге». В плане прописываем инициативу детей, т. е. кто и что будет представлять
по теме. Но это не значит, что педагогу не надо быть готовым по теме, педагог
должен быть готов всегда – держать в запасе интересные идеи.
Выбор модели планирования остается за
педагогом.
Возможные варианты
Вариант 1.
Предлагаем детям информацию о календарных интересных событиях следующего
месяца. Каждое календарное событие в этом случае
становится поводом для организации тематической недели и/или совместного
проекта.
«Вариант 2.
Предлагаем для обсуждения детям темы, которые уже запланированы на месяц и
обсуждаем с детьми их очередность.
«Вариант 3.
Предлагаем на предстоящий месяц для обсуждения часть тем, уже обозначенных
взрослым, и предлагаем детям одну тему придумать / определить / выбрать, внести
провокации для выбора детям.
«Вариант 4. Предлагаем в рамках обозначенной в плане
взрослого темы конкретизировать ее.
Гибкое (живое) планирование
позволяет:
• Детям научиться планировать свое
время, проявлять инициативу, интерес к текущим событиям, ставить цель и
достигать её.
• Педагогам даёт возможность не
диктовать, а гибко реагировать на ситуацию, настроение и интерес детей. Не
навязывать, а мотивировать, создавать условия для возникновения внутренней потребности
что – либо делать.
• Родителям дает возможность
участвовать в деятельности детского сада, быть активным участником
образовательных событий.